Шрифт
Цвет
Отделение социальной реабилитации в г. Уфа

Отделение социальной реабилитации в г. Уфа

10 Июня 2018
Адрес 450075, РБ, г. Уфа, Проспект Октября, 133/2
Телефон +7 (347) 284-28-70 
Эл. почта bashrrc@mintrudrb.ru
Режим работы Понедельник-пятница, с 9:00 до 18:00
График личного приема Ежедневно
Заведующая отделением Алимбекова Наталия Алексеевна
Тел.: +7 (347) 284-28-70

По данным Министерство семьи и труда РБ:

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в интересах инвалидов и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с использованием средств культуры,искусства, творчества.Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, обеспечивающих корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.

Основой работы центра в этом направлении с 2012 года являются три республиканских конкурса:

— конкурс творческих работ «Излучая прекрасное» , который включены номинации «искусный мастер», «бабушкино творчество», «юный гончар», «народная игрушка»;

— конкурс фоторабот «Глазами детскими на мир» - номинации «любимый город», «красота родного края», «моя семья»;

— литературно-художественный конкурс «Золотое перо», в котором дети пишут рассказы, стихи на родном языке (русский, башкирский, татарский и др.), рисуют иллюстрации к национальным сказкам и произведениям национальных писателей и поэтов.

Также на базе ГБУ РРЦ с 2015 года проводится проект «Листая памяти страницы».

Цель проекта — сохранение исторических событий Великой Отечественной войны, полученных непосредственно от участников, а также переданных родственниками людей, переживших войну. За время реализации проекта выпущено три тома Книги Памяти, в которые вошли рассказы, очерки, стихи, письма солдатам ВОВ, фотографии документов, писем в треугольниках, наград , видеоролики. Эти материалы присылали дети с ограниченными возможностями здоровья со всей городов и районов Республики Башкортостан. Те дети, кто не смог написать-нарисовали рисунки о войне и о Победе нашего народа в этой войне. Рисунки также выпущены в двух томах. Презентация Книги памяти прошла в здании Национального музея Республики Башкортостан в рамках совместной программы с Национальным Музеем РБ на 2016 год.

В 2016 году на базе ГБУ РРЦ стартовал проект «Жемчужное ожерелье Башкортостана», в рамках которого дети совершают пешеходные и экскурсии по достопримечательностям родного края, знакомятся с культурным наследием народов ,населяющих Башкортостан, с современным искусством и культурой. Дети рассказывают об уникальных местах своего города, района, села, о своих «жемчужинах», присылают фотографии и рисунки достопримечательностей. По итогам проекта выпущен альманах «Жемчужное ожерелье Башкортостана». В рамках проекта «Жемчужное ожерелье Башкортостана» дети смогли побывать на Павловском водохранилище, на источнике Красный ключ, посетить святые источники Красноусольска, побывать на страусиной ферме.

В рамках проекта «Жемчужное ожерелье Башкортостана» была разработана совместная программа по ознакомлению с историей и культурой нашей республики с Национальным музеем Республики Башкортостан. Составлен график посещения музея детьми и родителями из отделений и филиалов ГБУ РРЦ. За время работы совместной программы с экспозициями Национального музея Республики Башкортостан ознакомились 120 детей с ограниченными возможностями здоровья. Также на базе Национального музея проходят совместные мероприятия (презентация наших сборников и каталогов, а также в этом году пройдет церемония награждения победителей и наиболее активных участников проекта).

Хорошо поставлена работа с филиалами Национального музея с отделениями нашего центра в городах и районах РБ. Так в музеях г. Бирск и г. Октябрьский прошли передвижные выставки творческих работ участников наших конкурсов и проектов, также экспозиция детских творческих работ выставлялась в Башкирском драматическом театре.

С 2012 года на базе ГБУ РРЦ реализуется план совместных мероприятий, утвержденный министром труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л.Х. и генеральным директором ООО Газпром Трансгаз Уфа Шариповым Ш.Г. финансируемый ООО Газпром Трансгаз Уфа по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этого плана дети совершают экскурсии по родному краю, путешествуют на теплоходе по реке Белая и Уфа, совершают сплав по реке Белая, знакомятся с национальным заповедником Шульган-таш, а также посещают театры, выставки и музеи Республики Башкортостан.

В своей работе специалисты ГБУ РРЦ используются такие инновационные формы работы как:

— выпуск и презентация сборника работ участников литературно-художественного конкурса «Золотое перо»и каталогов творческих работ;

— проведение передвижной выставки творческих работ детей и молодежи с инвалидностью и их здоровых сверстников в городах и районах РБ, во время которых организуются творческие встречи с победителями конкурсов, а также презентации каталогов детских творческих работ, сборников литературных произведений наших воспитанников, книги Памяти, в которой дети рассказали об участниках Великой Отечественной Войны и альманаха уникальных мест нашей республики «Жемчужное ожерелье Башкортостана»;

— выпуск республиканского журнала «Ломая барьеры», освещающего ход реализации проекта.

В 2016 году на участие в конкурсах и проектах было подано На республиканские конкурсы: всего заявок — 532, из них:

· Фотоконкурс «Глазами детскими на мир» — 154; · Золотое перо — 169;

· Излучая прекрасное — 209.

На проект «Листая памяти страницы» было прислано 142 заявки, 145 работ.

В проекте «Жемчужное ожерелье Башкортостана» приняло участие 622 человека, из них 572 ребенка-инвалида из городов и районов РБ. Из г.Уфа – в проекте приняли участие 407 человека. С ними были проведены следующие мероприятия:

· посещение театров — 120;

· национальный музей — 85 человек;

· автобусные экскурсии — 57 человека;

· прогулка на теплоходе — 85 человек;

· посещение планетария — 60.

Итого в проектах и конкурсах приняли участие 1296 детей с ограниченными возможностями здоровья.

1 июня Конкурсная комиссия подвела итоги Республиканских конкурсов детского творчества «Излучая прекрасное», «Глазами детскими на мир» и «Золотое перо», Победителей ждали заслуженные награды.

10 победителей и наиболее активных участников проектов получили на 10 дней на турбазу на озеро Нугуш.

Дети отдохнули, получили массу позитивных эмоций, расширили круг своего общения. Для них были организованы мероприятия развлекательного, физкультурно-оздоровительного характера. Занимаясь по программам физкультурно-спортивной направленности, дети смогли укрепить свое здоровье, сформировать жизненно-важные двигательные умения и навыки. С большим удовольствием ребята посещали секции по футболу, баскетболу, настольному теннису. Дети вернулись домой с радостными впечатлениями и желанием вернуться туда снова.

В 2016 году 85 детей с ограниченными возможностями здоровья смогли совершить увлекательную прогулку на теплоходе по реке Белой.

В ГБУ РРЦ уделяют большое внимание и инклюзивному воспитанию и интеграции детей инвалидов в общество. Специалистами отделения психолого-педагогической реабилитации совместно со специалистами разработан проект «Растем и развиваемся вместе».

Многолетний опыт и понимание того, что взаимоотношения инвалидов и здоровых, это мощнейший фактор социальной интеграции, специалисты ГБУ РРЦ задумались о возможном объединении и социально-бытовой адаптации детей-инвалидов со здоровыми детьми, на базе нашего центра. Когда мы говорим об интеграции, то имеем в виду, что ребенок с ОВЗ идет в общество здоровых детей, но никто никогда не предполагал, чтобы здоровые дети сами пришли к детям с ОВЗ.

Таким образом, родилась идея создания проекта социально-бытовой адаптации и интегрирования детей инвалидов и здоровых детей под названием «Растем и развиваемся вместе», где здоровые дети из детских садов приходят в наш центр для совместных занятий с детьми инвалидами. Идея заключалась не только в знакомстве детей, а так же в возможности подружить и научить взаимодействовать, понимать и принимать друг друга, а главное совместно созидать, творить и вместе радоваться полученным результатам от совместной деятельности.

Актуальность данного проекта продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к инвалидам обществом. Проект дает возможность раскрыть способности детей инвалидов, подготовить к жизни в обществе, развить понимание и толерантность у здоровых детей по отношению к детям с ограничениями здоровья. Первое знакомство детей состоялось на празднике, который устроили нашему центру педагоги с детьми детского сада № 227. На этом празднике было видно, как дети-инвалиды желают общения с детьми из детского сада, как они тянутся к ним. После праздника было решено провести пробное, творческое совместное занятия, на котором дети с удовольствием занимались, а специалисты в мягкой и не принужденной форме объясняли детям из детского сада, о том, что некоторые дети нуждаются в помощи и важно уметь помогать друг другу.

Исходя, из успешных результатов пробного занятия с апреля 2016 года началась реализация проекта интеграции детей инвалидов и здоровых детей под названием «Растем и развиваемся вместе». Был заключен письменный договор-соглашение с МБДОУ №227 о взаимном сотрудничестве. Группы детей из детского сада формируются с письменного согласия родителей.

Процесс интегрирования на базе нашего центра проходит следующим образом: Дети из ДОУ № 227 приходят в наш центр с 10-00 до 11-00 на совместное занятие с детьми группы СБА (социально-бытовой адаптации) и детьми, находящимися на реабилитации.

Сначала дети занимаются АРТ-терапией (рукоделие, ИЗО, керамика) и музыка. Эти занятия обусловлены предоставлением детям возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Такие занятия помогают ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои чувства и мысли. Они развивают чувственно-двигательную координацию, так как требуют согласованного участия многих психических функций. Во время занятий у детей происходит согласование межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе АРТ-терапии активизируется конкретно образное мышление, связанное с работой правого полушария и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Будучи напрямую связанное с важнейшими функциями (зрение, речь, мышление, двигательная координация), АРТ-терапия не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

После занятий по АРТ-терапии дети идут к психологу в сенсорную комнату. Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей со специальными нуждами, так же для детей, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.

Таким образом, благодаря совместным занятиям формируется социально-адаптивное пространство позволяющее раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Гармонизируются детские взаимоотношения, здоровые дети развивают в себе толерантность, а у детей с ОВЗ нивелируются их физические недостатки.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и детей с ОВЗ вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование общих побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Не осталось без внимания специалистов ГБУ РРЦ и такое направление как адаптивная физкультура и спорт в условиях реабилитационного центра. Формы и методы работы в этом направлении оттачивались в течении 24 лет работы Центра. Наши специалисты первыми в республике освоили работу с костюмами Адели, тренажером Гросса, костюмами Фаэтон. На базе ГБУ РРЦ неоднократно проводились мастер-классы по работе по данным методикам для специалистов из реабилитационных центров Республики Башкортостан

В ГБУ РРЦ используются следующие формы адаптивной физкультуры:

· проведение занятий ЛФК, в том числе с использованием костюма Адели, тренажера Гросса и костюма Фаэтон;

· иппотерапия, в том числе с использованием элементов ЛФК, а также иппотерапия в костюмах Адели.

· занятия в тренажерном зале; · тропа здоровья;

· адаптивный спорт (плавание, горные лыжи); · организация спортивных праздников;

· детский туризм: автобусные и пешие прогулки по заповедникам и культурным достопримечательностям Башкортостан, сплав на плотах по р. Белой;

· оздоровительный отдых на турбазах на оз. Нугуш и оз.Кандрыкуль.

В 2016 году на базе ГБУ РРЦ реализуется проект «Здоровое поколение». Проект получил грант Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта: Повышение эффективности реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра.

В ходе реализации проекта будут решены следующие проблемы:

1.Изучат и обобщат опыт работы ГБУ РРЦ по адаптивной физкультуре и на этой основе впервые в Башкирии будет разработана физкультурно-оздоровительная технология комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, охватывающая почти все формы адаптивной физической культуры. Разработка комплекса взаимосвязанных последовательных мероприятий, подготовка специалистов по адаптивной физкультуре, разработка и внедрение новых технологий, включая интернет технологии, позволит создать в реабилитационных центрах необходимые условия для полноценной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптивной физкультуры.

2. В работу центра введутся новые формы адаптивной физкультуре:

· работа спортивных секций на базе ГБУ РРЦ и учреждений-соисполнителей: по легкой атлетике, плаванию, горным лыжам и детскому туризму.

· введение новой службы «Домашний спортзал» (выездная форма)

Цели:

· помощь в создании зон для занятий адаптивной физкультурой и спортом в домашних условиях.

· ознакомление родителей детей-инвалидов с методикой работы в домашнем спортзале с включением упражнений по общефизической подготовке, а также с элементами спортивных игр серсо и дартс.

Проведение реабилитационных мероприятий в привычной обстановке и комфортных для них условиях, а также создание условий для занятий спортом в домашних условиях способствуют более высокому эмоциональному интересу детей к спорту, формирует потребность к движению, что положительно сказывается на результатах реабилитации.

В ходе реализации Проекта будут созданы условия для распространения опыта работы специалистов ГБУ РРЦ и внедрения новой технологии комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья методами адаптивной физкультуры в реабилитационных центрах Республики Башкортостан.




Возврат к списку