Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Белебеевском районе и г. Белебей РБ
Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможнстями здоровья в Белебеевском районе и г. Белебее Гарифуллина Гульнара Раисовна.
Отделение оказывает детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии квалифицированную медико-социальную, психолого — педагогическую помощь.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенку с ограниченными возможностями здоровья в отделении назначается необходимый курс реабилитационных мероприятий.
Специалист по социальной работе Коновалова Анастасия Валерьевна выполняет следующие услуги:
- прием документов;
- беседы;
- консультации;
- патронаж семьи и составление акта жилищно-бытовых условий, социального паспорта;
- телефонное консультирование.
Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей-инвалидов:
- гарденотерпаия,
- музыкотерапия,
- танцетерапия,
- физкультурно-оздоровительные технологии,
- туротерапия,
- арт-терапия,
- рисование «волшебными красками» (батик),
- ковроткачество,
- сказкотерапия (сказкокоррекция),
- песочная терапия,
- игротерапия и др.
Работа специалистов строится в тесной взаимосвязи с родителями. При этом используют разнообразные формы и методы:
- тематические консультации («Воспитание и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье», «Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна» и др.);
- «круглые столы» на различные темы («Семейный круг», «Реабилитация. Вопросы и ответы», «Воспитание и обучение с синдромом Дауна», «Моя профессия», «Если у вашего ребенка диагноз ДЦП», и другие).
Учитель-логопед Павлова Ольга Николаевна строит работу по основным направлениям:
- диагностика;
- коррекция и развитие;
- консультирование;
- профилактика;
- просвещение.
Занятия направлены на коррекцию фонетико-фонематических нарушений, активизацию и расширение словарного запаса, формирование грамматических категорий, связной речи, развитие общеречевых навыков, артикуляцион-ной и мелкой моторики, высших психических функций. Во время занятий особое внимание уделяется формированию усидчивости, умению понимать и выполнять инструкции, самоконтролю и саморегуляции.
Виды работы на индивидуальном занятии:
- артикуляционная гимнастика;
- работа по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- поэтапная работа над звуком (постановка, автоматизация, дифференциация).
- развитие специальной моторики;
- работа по формированию словаря, грамматического строя речи;
- работа по развитию психических процессов.
В своей работе применяет различные виды интегрированных занятий, элементы сказкотерапии, песочной терапии. Ведет работу по ранней диагностике и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста.
Учитель-дефектолог Назарова Оксана Владимировна оказывает следующие педагогические услуги:
- диагностические занятия (дефектологическое обследование);
- коррекционно — развивающие занятия (подгрупповые, индивидуальные);
- работа с родителями.
Основные направления работы:
- Диагностическая, включающая в себя ознакомление с историей развития ребенка, заполнение документации (протоколов дефектологического обследования); планирование направления коррекционно — развивающей работы: подбор программы, способов, средств, методов.
- Просветительская: консультативная работа с родителями в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья: семинары, Круглые столы, работа через СМИ.
- Коррекционно-развивающая:
- совершенствование движений, сенсомоторное развитие, обогащения чувственного опыта ребенка представлениями о форме, величине, фактуре, расположении предмета в пространстве;
- развитие познавательной деятельности, психических процессов для наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе (внимания, восприятия, памяти, мышления, активизации речевой деятельности),
- пассивная гимнастика, активная гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковый театр, потешки для развития мелкой моторики, тактильного ощущения;
- развитие эмоционально-волевых качеств личности (усидчивости, целеустремленности, целенаправленности своих действий, планирования своей деятельности
В своей работе Назарова О. В. активно использует пальчиковые игры, упражнения, пассивный массаж пальцев и кистей рук, самостоятельный массаж карандашами, игровые упражнения с крупами (выкладывание крупы по контуру геометрической фигуры, сортировка крупы, узоры из крупы). Это вызывает большой интерес у детей и приносит огромную пользу в развитии мелкой моторики, активизации речевой деятельности. Активно использует в своей работе инновационные технологии (мультимедийное оборудование — слайды), разрабатывает и изготавливает информационно — тематические буклеты, стенды.
Также в своей работе использует методику Монтессори, игры Никитина. Апробирует программу «Прозрачный мольберт», цель которого учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Дети овладевают формообразующими движениями, тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка.
Педагог-психолог отделения реабилитации Зенова Светлана Альфредовна проводит тренинговые занятия с элементами арт-терапии и музыкотерапии:
- Подгрупповые занятия в сенсорной комнате по обучению приемам релаксации и саморегуляции.
- Консультации по профориентации с использованием мультимейдийного оборудования и видеопрезентаций.
- Подгрупповые занятия с использованием элементов сказкотерапии, игротерапии, изотерапии.
Зенова Светлана Альфредовна проводит работу по всем направлениям деятельности педагога-психолога:
- диагностика;
- коррекция;
- развитие;
- консультирование;
- психопрофилактика;
- просвещение.
Применяет в коррекционно-развивающих занятиях методы арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, песочной терапии. В условиях сенсорной комнаты обучает навыкам дыхательной гимнастики, методам саморегуляции и релаксации с использованием аромотерапии и музыкотерапии. Использует в работе дидактические пособия Никитина, Монтессори. В профориентационной работе применяет компьютерные программы: Профи 1, Профи 2, Профи 3.
Все мероприятия проводятся комплексно, от простого к сложному, с учетом индивидуальных возможностей детей и с активным участием родителей.
В отделении реабилитации регулярно проводятся заседания психолого-педагогического консилиума, на котором определяется первоначальный и динамический статус ребенка, систематизируется информация о ребенке, вырабатывается реабилитационный маршрут. По завершении курса реабилитации подводятся итоги эффективности реабилитационных мероприятий, даются рекомендации родителям.
Сотрудниками отделения реабилита-ции делается все для того, чтобы людям, обращающимися за помощью, стало легче, спокойнее, комфортнее. Здесь душевная теплота и внимание сочетается с профессионализмом.