Шрифт
Цвет
Новости

Каждый человек может услышать другого

28.10.2019
Каждый человек может услышать другого
По сведениям Пенсионного фонда, в настоящее время в Башкирии проживает более одиннадцати тысяч людей с инвалидностью по слуху. Тем не менее, крайне мало известно о жизни неслышащих и слабослышащих. По сути, большинство знает лишь, что есть люди, которые не слышат и что они используют для общения язык жестов.

Жестовый язык получил в России статус государственного в 2013 году, что обязывает органы государства и иные учреждения применять субтитрирование и сурдоперевод там, где это необходимо. Признание жестового языка в качестве государственного способствует обеспечению беспрепятственного доступа слабослышащих к информации. Это выражается в том, что появились дополнительные обучающие программы русского жестового языка для родителей неслышащих, преподавателей и работников социальных учреждений. В 2015 году начал своё вещание телеканал «Рыжий» - первый канал, адаптированный для юных зрителей с нарушением слуха. Следует знать, что жестовый язык не совпадает полностью с обычным русским языком. Один жест может означать несколько слов. Существует универсальный международный жестовый язык - жестуно, который включает около полутора тысячи жестов. В то же время язык жестов различается по странам и регионам, то есть имеет свои диалекты.

В России действуют специальные школы для детей с нарушением слуха. Существует такая и в Уфе. Это государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих обучающихся

По словам директора школы Альбины Кашаповой, в данный момент у них обучаются 113 детей, среди них неслышащие учащиеся, а также сформированы отдельные классы из школьников с замедленным психическим развитием. В школу приезжают учиться дети из других регионов, например из Челябинской области. Заместитель директора школы-интерната по воспитательной работе Анна Скидан рассказывает, что обучение длится девять лет и проходит по общеобразовательной программе, то есть ученики осваивают все стандартные школьные предметы.

В учебной программе предусмотрены также и специфические занятия. Например, в начальных классах проводится предметно-практическое обучение, в рамках которого происходит совмещение уроков труда и освоения речи. На этих занятиях дети учатся делать что-либо руками, например макеты, и в то же время проговаривают свои действия. Также преподаётся предмет по развитию слухового восприятия и формированию речи, что позволяет научить их пониманию артикуляции. Школьники получают музыкальное образование на уроке, объединяющем музыку и ритмику.

Наряду с общими предметами дети посещают многочисленные кружки. Среди них: футбол, настольный теннис, шашки, шахматы, бадминтон, обучение лепке в гончарной мастерской, информатика, жестовое пение и танцы. Так, жестовое пение подразумевает, что люди под музыку воспроизводят жестами и артикулируют слова песен. Безусловно, это непростое занятие. Разучивание одной песни может занимать по времени до двух месяцев.

Неслышащие и слабослышащие люди продолжают получать образование после школы в сузах и вузах с целью последующего трудоустройства. Они могут работать токарями, столярами, кассирами, художниками-оформителями, специалистами в области информационных технологий, педагогами, лаборантами в медицинской сфере. Старшеклассник Максим Каличак ходит дополнительно на занятия по информатике и в будущем планирует изучать информационные технологии в одном из высших учебных заведениях Москвы или Санкт-Петербурга. Некоторые из учеников потом снова возвращаются в школу уже в качестве преподавателей. Марина Ахмадеева, будучи выпускницей интерната, сама более десяти лет работает там воспитателем. Также кружки по шахматам, бадминтону и информатике ведут педагоги с нарушениями слуха.

Как и в общем для инвалидов, спорт для неслышащих является важным социальным институтом. Для людей с нарушением слуха организуются особые соревнования – сурдлимпийские игры. Эти игры проводятся в мире с 1924 года по летним и зимним видам спорта. В 2015 году сурдлимпийские зимние игры состоялись в России. Соревнования проходили в Ханты-Мансийске и Магнитогорске. Российские спортсмены также принимают участие в местных, региональных, федеральных, международных и сурдлимпийских состязаниях по различным видам спорта: хоккею, кёрлингу, плаванию, бадминтону, каратэ, дзюдо и др.

Развитие Интернета и в целом высоких технологий значительно облегчает жизнь неслышащих. Существуют специальные сайты, на которых размещаются фильмы с субтитрами. Как говорят люди с нарушением слуха, им удобно при просмотре телепрограмм и Интернет-контента применение и сурдоперевода, и субтитрирования. Некоторые из них предпочитают субтитры, поскольку это позволяет повышать грамотность русского языка. Бытовая жизнь людей с отсутствующим или слабым слухом имеет свои особенности. Они используют специальные приспособления. Так, например, дверные звонки и часы для них оснащены не звуковыми, а световыми сигналами.

В целом, люди с нарушением слуха, с которыми удалось пообщаться, рассказывают, что сейчас не испытывают особых трудностей при передвижении по городу. Есть много доступной визуальной информации. Они посещают музеи, театры, кинотеатры, клиники и магазины. Безусловно, комфортному визиту на киносеанс способствует наличие субтитров. В необходимых случаях, например при обращении в многофункциональные центры или суды, неслышащие имеют возможность получить услуги сурдопереводчиков, предварительно обратившись с запросом в Общество глухих.

Тем не менее, люди с инвалидностью по слуху по-прежнему сталкиваются с проблемами при получении высшего образования, трудоустройстве, взаимодействии с различными учреждениями; также возникают сложности, связанные с незнанием жестового языка работниками социальной сферы. В республике в настоящее время существует диспетчерская служба по оказанию помощи людям с нарушением слуха, но она не действует на постоянной основе.

Сейчас в Башкирии работают всего около тридцати переводчиков русского жестового языка. Сопоставление количества инвалидов по слуху и лиц, владеющих жестовым языком, говорит о нехватке квалифицированных специалистов в этой области. Особенно остро проблема дефицита переводчиков проявляется в районах республики. По словам представителей этой профессии, не всегда возможно выехать для помощи неслышащим в районы, в том числе и по материальным причинам. Услуга по сурдопереводу оказывается бесплатно лишь тем инвалидам по слуху, у которых она указана в индивидуальной программе реабилитации и абилитации. В противном случае неслышащие люди сами оплачивают работу переводчиков жестового языка.

Переводчик русского жестового языка Ирина Михайловна Ильтубаева работает с группами неслышащих студентов в Уфимском медицинском колледже. Она советует при общении с инвалидами по слуху придерживаться следующих правил:

- перед началом диалога нужно дотронуться до плеча неслышащего, чтобы обратить на себя внимание;

- при разговоре необходимо смотреть не на переводчика, а в лицо человека со слабым слухом, потому что он читает по губам;

- в отсутствие переводчика можно общаться письменно;

- не стоит излишне увлекаться мимикой, речь должна быть негромкой и спокойной без употребления сложных оборотов;

- на мероприятиях следует использовать мультимедийные презентации.

Распространено мнение, что неслышащие очень закрытые люди. Но, возможно, этот стереотип связан просто с неумением людей с разным слухом общаться между собой. Чтобы понять друг друга людям с различными возможностями здоровья достаточно приложить немного усилий. Разумеется, для этого должна быть обратная связь и желание с обеих сторон. Тогда каждый человек может услышать другого независимо от остроты слуха.

Надежда Долматова, г.Уфа

Возврат к списку