Четверть века на «отлично». Академия ВЭГУ
Академия ВЭГУ входит в ТОП-10 вузов по оценке качества образовательной деятельности государственных и негосударственных вузов России. На сегодняшний день в сферу образовательной деятельности входят семь направлений востребованных на рынке труда: психология, экономика, менеджмент, юриспруденция, педагогическое образование, государственное и муниципальное управление, а также физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Нас интересует последнее направление. Оно имеет прямую направленность в сторону поддержки процесса социализации людей с ограниченными физическими возможностями в общество.
Чтобы прояснить интересующий нас вопрос, я обратилась к Булату Вахитовичу Гайсину, специалисту по инклюзивному образованию. Он пояснил, что специальность «Адаптивная физическая культура» нужно рассматривать в формате кафедры педагогики и психологии. Она появилась в середине 2000-х годов. Профессия специалиста по адаптивной физической культуре является одной из самых благородных. Социальная значимость специальности в современных условиях становится актуальной, так как связана с выполнением важных функций. Получить подобную специальность в стенах ВЭГУ возможно каждому желающему. Облегчённый режим поступления, возможность учиться независимо от физических данных, загруженности на работе и семейных обстоятельств, обучение дистанционное. Электронное обучение доступно всем, и стоимость его по сравнению с классическим образованием ниже. Студенты съезжаются лишь в корпус ВЭГУ по улице Менделеева, 215/4 (как раз тот корпус, где я нахожусь в момент беседы) для того, чтобы пройти итоговую аттестацию. Студенты электронной формы обучения получают все теоретические материалы через Интернет. Удобно и по-современному! Продолжительность всего учебного цикла обучения – 4,5 года на базе среднего и высшего образований.
Что касается непосредственно самой специальности, то она широкого профиля. Обладатели этой специальности: парни и девушки могут работать, в частности, в реабилитационных центрах, помогать пациентам в восстановлении здоровья после полученных травм, с инвалидами. Во время учёбы они проходят практику в вышеупомянутых центрах. Но, к сожалению, данная специальность не настолько популярна среди молодых людей.
Разговор коснулся и самих инвалидов, ведь они самые заинтересованные граждане, на которые нацелена специальность «АФК». Булат Вахитович подчеркнул, что инвалиды не ограничены в праве получения образования в ВЭГУ по любой специальности и по этой тоже. Ему не пришлось объяснять, каковы условия нахождения инвалидов в стенах ВЭГУ. Невооружённым глазом видишь необходимые пандусы, маячки, жёлтые кружки и полоски. На вопрос: «Сколько инвалидов проходит обучение в ВЭГУ?» мой собеседник ответил отрицательно. Печально, в этом году не выпускается ни один инвалид. Хотя Булат Гайсин вспомнил выпускницу 2018 года Руслану Судареву по специальности: «информационно-вычислительные технологии». Он даже одобрительно высказался о том, что она была активна в учёбе, научной деятельности и в общественной студенческой жизни.
В чём же причины снижения интереса инвалидов к получению образования? Я сомневаюсь, что причина может касаться снижения качества педагогической деятельности. Возможно, отсутствует профориентационная работа с инвалидами. Хотя вуз заключил договора с Обществами инвалидов. В наличии материальные возможности для комфортного времяпровождения инвалидов. За короткое время разговора трудно сделать весомые выводы.
Ирина Бакке.