Шрифт
Цвет
Новости

Башкирский экономико-юридический колледж: опыт инклюзивного образования

02.08.2019
	Башкирский экономико-юридический колледж: опыт инклюзивного образования
Летняя пора для юношей и девушек – это ответственное время, когда решается вопрос о выборе профессии. Проблема выбора учебного заведения касается и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Только для них вышеупомянутая проблема обрастает специфическими сложностями. Так, например, для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата проблемой могут стать доступность зданий, условия передвижения, вход и выход из здания, наличие оборудованных туалетных комнат. В каждом учебном заведении с этой проблематикой сталкиваются, но не везде ситуация разрешается в благоприятном режиме для инвалидов, так как создание необходимых условий требует серьезных материальных вложений.

Инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья обладают таким же правом получения среднего профессионального и высшего образования, как и все остальные граждане страны. А что касается подходов к организации обучения, то картина везде разная. Я беседую с Владиславом Афанасьевичем Ротару, заместителем директора Башкирского экономико-юридического колледжа по организации приема и воспитательной работе. Почему меня интересует БЭК? Это зарекомендовавшее себя частное учебное заведение, обучающее желающих получить качественное образование на платной основе. Колледж неоднократно успешно проходил процедуру государственной аккредитации, имеет бессрочную лицензию, выдает выпускникам государственный диплом. Колледж с историей, почти 25- летней. К тому же БЭК предлагает ряд преимуществ обучения. Это и поступление без экзаменов, очная и заочная формы обучения и возможность продолжения обучения в любом вузе, в ускоренном формате. Дело в том, что колледж имеет свой положительный опыт обучения инвалидов, слабослышащих.

- Я работаю в Башкирском экономико-юридическом колледже 16 лет. Да, мы имеем серьезный опыт обучения инвалидов. Несколько лет назад мы успешно реализовали проект: «Обучение слабослышащих детей для получения специальности "программирование в компьютерных системах". Проект реализовывался совместно с обществом инвалидов, при активной поддержке родителей детей - инвалидов. Это был сложный процесс, требовавший серьезной методической поддержки, привлечения сурдопереводчиков. Мне о них рассказывать легко, так как с детьми было очень приятно работать. Они учились очень серьёзно, были мотивированы на результат и качественно, своевременно выполняли все задания. Из той группы мальчик по фамилии Капустин потом поступил в Бауманку в Москве. Его сокурсник Боровик принимал участие в Паралимпийских играх, которые проходили в Пекине, и получил золотую медаль по плаванию. Все это было результатом системной учебно-воспитательной работы высокого уровня. Я у них преподавал историю, и могу сказать, что такому отношению к учёбе любой преподаватель будет рад. И к ним было благожелательное отношение со стороны других обучающихся, они очень хорошо взаимодействовали с сокурсниками, участвовали во внеучебной деятельности.

Я предположила, что слабослышащие обучающиеся присутствуют в стенах БЭКа и сейчас.

- Нет, я говорю о наборе абитуриентов, молодых людей с ограничением слуха, который имел место несколько лет назад. На сегодняшний момент таковых у нас не имеется. Но, не потому что мы не желаем и препятствуем этому, просто есть объективные причины. Для того чтобы начался образовательный процесс, необходимо сформировать учебную группу. Как минимум, группа должна включать 15 человек. Количество слабослышащих резко сократилось, и мы не набираем группу. Второй момент заключается в том, что с группой должен работать сурдопереводчик. В прошлый раз родители совместно оплачивали поддержку переводчика. Ситуация изменилась, сейчас у всех материальные сложности. Но главное это наличие инициативной команды родителей, которые способствуют формированию группы обучающихся, и совместно с учебным заведением организуют весь процесс обучения. Таковых сейчас нет.

ак обстоят дела с абитуриентами с нарушением опорно-двигательного аппарата?

- Сразу скажу, что у нас созданы все необходимые условия для обучения инвалидов с таким диагнозом. Единицы желающих с ограничением физических возможностей учились у нас. Инвалиды учатся в основном на программистов, юристов. Они занимаются у нас в общих группах. Сейчас создается электронная информационно-образовательная среда, которая будет способствовать повышению эффективности обучения, в том числе инвалидов, лиц с ОВЗ. Мы готовы принять на обучение инвалидов, но на наш взгляд здесь необходима серьезная государственная поддержка, которая, в основном, направляется в государственные учебные заведения.

Можно предложить следующие специальности для обучения:

- «Право и организация социального обеспечения», квалификация – юрист;

- «Реклама», квалификация – специалист по рекламе;

- «Дизайн» (по отраслям), квалификация – дизайнер;

- «Финансы», квалификация – финансист;

- «Экономика и бухгалтерский учёт», квалификация – бухгалтер;

- «Программирование в компьютерных системах», квалификация – техник-программист.

Условия приёма позволяют поступать в БЭК выпускникам школ, училищ, техникумов, колледжей и вузов. Более конкретную информацию можно получить по телефону: (347)-256-70-35. Центральная приёмная комиссия располагается по адресу: город Уфа, улица Менделеева, 138.

Ирина Бакке.

Возврат к списку