Шрифт
Цвет
Творчество

Абстракции Сергея Дегавцова. Благовещенский ПНИ

14.05.2019

Абстракция - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними. С таким объяснением данного вида искусства можно познакомиться в интернете. Для Сергея Дегавцова из Благовещенского психоневрологического интерната «Абстракция» не просто техника, с которой выполнено изображение. Для него это философия и способ выражения собственных чувств.

Работы Сергея удивляют и притягивают. Посмотреть их бегло – значит, ничего не увидеть.

Каждая работа – это конкретный сюжет с главным героем или деталью, которые нужно разглядеть среди второстепенных объектов. Изучение его работ не обходится оценкой цветового баланса и уравновешенности композиции. Чтобы понять автора требуется эмоциональное погружение в «зазеркальный» мир художника.

- Художественного образования у меня нет, - рассказывает Сергей. - Абстракции я начал рисовать после армии в 25 лет. В нашей семье на художника училась только моя сестра, и я начал рисовать, глядя на нее, но совсем в ином стиле. В абстракции мне важен грамотный цвет и расстановка фигур. Эта композиционная правильность должна четко выражать мои эмоции и легко восприниматься зрителем. То, какие чувства будет вызывать картина у людей, сказать трудно. Каждый воспринимает сюжет по своему, и порой случаются кардинальные разночтения между тем, что хотел сказать я, и что узрели люди. Но мне не важно, мыслим мы одинаково или нет. Я не ставлю задачу навязывания своих идей. Люди свободны в восприятии и общении. Однажды в плохом настроении я размазал по листу случайно поставленный мазок. Это было выражением моей внутренней борьбы на тот момент. В изображении не было агрессии, но подобное чувство на тот момент пребывало во мне. В дальнейшем я был поражен, насколько по-другому рассматривали эту работу мои коллеги и друзья. Кто-то видел в ней даже выражение позитива. В этом и преимущества абстрактного изображения, что каждый дорабатывает его на своем эмоциональном уровне.

Я с удивлением смотрела на Сергея, и восхищалась его глубокими рассуждениями и творческими задачами. И мне импонировало то, что руководство Благовещенского психоневрологического интерната поддерживает творческую реализацию Сергея. Для него приобретают краски, бумагу, холсты и т.п. Готовые работы оформляются в рамки и вывешиваются в коридорах интерната.

Из дальнейшей беседы с художником оказалось, что 13 лет назад Сергей занимался изготовлением конструкций "Мобили" и "Стабили", а одна из таких работ выставлялась в музее М. Нестерова, выставочном зале "Мирас", затем экспонировалась в Москве. Сергей, вдохновленный работами потомственного американского скульптора Александра Колдера, работал с металлом и винилом. Конструкции были серьезные и тяжелые, на некоторые можно было даже опереться.
Сегодня Сергей не может заниматься ими по причине дороговизны материалов и отсутствия условий для производства. Но руки продолжают мастерить "Мобили" и "Стабили" из картона.

Эти работы находятся у него в комнате, которая напоминает мастерскую художника. Комната Сергея – его творческий мир, в котором соблюден индивидуальный порядок мыслей, слов и дел.

На мой вопрос о том, как он относится к критике, Сергей ответил:

«Критику не люблю. Я сам придраться могу к своей работе, если чувствую, что иду на убыль. Тот кто указывает на недостатки, пусть сделает лучше. Момент уже есть, тогда пусть обыграет его так, чтобы он засветился»

Спорить на этот счет не хотелось, так как автор сам вправе выбирать отношение к критике, тем более искусство не математика, где нет места личным фантазиям.

«Критика мне не нужна, - продолжает Сергей. – Я уже достиг желаемого уровня, и спокоен за результат. Расти дальше с прицелом на популярность - не хочу, так как знаменитым быть плохо. Такие люди теряют огромное количество энергии на пустое позиционирование самого себя. Лучше выкладываться в картины».

Я была искренне рада познакомиться с Сергеем, художником-самоучкой, который способен не только творчески заполнять свое личное пространство, но и скрашивать общественные пустоты, своими абстракциями открывая для зрителя окна в мир цвета, объема и композиции.

Галерея

Возврат к списку