Шрифт
Цвет

Юлия Шумова. Паруса духа

31.05.2019

Незрячий юрист Юлия Шумова живёт и работает в Челябинске. Она училась в уфимской школе для детей с нарушениями зрения, затем окончила вуз, аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию. Сегодня Юлия преподаёт в Южно-Уральском государственном университете, занимается общественной и научной деятельностью. Недавно вышла её автобиографическая книга «К цели по серпантину». О книге, образовании инвалидов и участии в инклюзивных проектах – Юлия Шумова рассказала в интервью сайту «Преград-нет!».

- Как возникла идея написать столь откровенную книгу о своей жизни?

- С детства я чувствовала большую привязанность к литературе и пробовала сама писать. У меня даже записи по брайлю сохранились тех времен, в которых я в красках описывала жизнь знакомых мне людей, формируя их в интересные художественные образы. Моя жизнь пестрит колоритными событиями. По долгу службы, по роду занятий я часто встречаю на своём жизненном пути интересных людей, попадая в различные неординарные ситуации. Часто сама провоцирую их, такая, видимо, судьба, ничего не поделаешь. Как говориться, если меня приключение не найдет, я сама его найду. Я давно веду дневники. Однажды часть их я разместила в соцсетях, они быстро разошлись по рассылкам и журналам. Я даже подумать не могла, что мои записи вызовут такой резонанс в обществе. Вот так родилась идея доработать дневники, дополнить их воспоминаниями и преобразовать в книгу.

- Где можно найти книгу и планируется ли аудиоформат?

- Книга размещена на сайтах Amazon, Ridero, Ozon и других. Моя первая книга «Профессиональный путь незрячего юриста и учёного» есть в аудиоформате. Если будет запрос, мы, конечно, сделаем аудио.

- Вы учились в уфимском интернате в девяностые годы. Что он тогда из себя представлял?

- Это были годы разрухи, неустроенности, неясности и дефицита. Безусловно, эти обстоятельства непосредственным образом повлияли на быт интерната и настроение педагогов. Воспитателям задерживали зарплату. В полу зияли огромные щели, в окна постоянно дуло, мы особенно мёрзли зимой. Для нас даже игра была такая: мы на ночь ставили банку с водой на подоконник, воду окрашивали в разные цвета, а утром она покрывалась корочкой или полностью замерзала. Вытряхивали льдины и любовались на них. Мы вешали покрывала на окна, чтобы хоть как-то спасаться от сквозняков. Питание было скудное. Мы заметили, что в школу привозилась гнилая картошка. Когда мы пошли к директору жаловаться, он назвал нас неблагодарными и выставил вон. В конце девяностых ситуация кардинально изменилась, шкафы отремонтировались, в дверях появились замки, страшные доски полов заменились гладким линолеумом. Я благодарна учителям русского языка и литературы, истории и музыки за то, что они привили мне любовь к своим предметам и искусству. Им в книге посвящено несколько глав. Школа научила меня дружить, защищаться и самообслуживанию.

- Сейчас Вы сами преподаёте. У вас учились студенты-инвалиды?

- Особенно запомнились два студента, одна незрячая студентка и выпускница на коляске. Обе учились слабо, охотно соглашались на выполнение лёгких заданий, вместо обычных или просто протягивали зачётку, чтобы получить оценку, уйти и не мешаться.

- Как Вы думаете, при развитии инклюзивного образования, нужно сохранять коррекционные школы?

- Коррекционные школы должны быть, но не в том количестве, в котором они есть сейчас. Они необходимы для детей с ментальными нарушениями или тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Что касается незрячих, они могут учиться и социализироваться в обычных школах. Инклюзивное образование – это не только пандусы. Для детей с нарушением зрения важно обеспечение информационной доступности, но мало кто это понимает.

- Почему вы решили создать Центр инклюзивных технологий, какими проектами вы занимаетесь?

- Я проводила мероприятия с другими некоммерческими организациями. Мне давно говорили, что нужно создать что-то своё. Я противилась, потому что не хотела брать на себя дополнительную ответственность. Потом всё-таки собрала свою команду из сильных и амбициозных людей. Мы подготовили документы и создали организацию «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий». Сейчас у нас также функционирует представительство в Петербурге. У нас много разных проектов. Мы подготавливаем специалистов в области обеспечения архитектурной и информационной доступности в музеях. Занимаемся тем, чтобы в музеях были макеты экспонатов и тифлокомментирование. Мы разработали курсы повышения квалификации, на которых обучаются представители профессорско-преподавательского состава взаимодействию с людьми с разными видами инвалидности. Так же мы проводим курсы повышения квалификации для сотрудников различных министерств и ведомств по применению законов в области доступности информационной архитектурной и транспортной среды. Мы проводим уроки доброты и инклюзивного общения в школах по пониманию инвалидности и толерантности.

- Расскажите о Вашем участии в проекте «Паруса духа»?

- «Паруса духа» — это проект, где яхтой управляет экипаж из зрячих и незрячих людей. Я уже несколько лет участвую в инклюзивных парусных регатах и экспедициях. Регата – это, когда в определённый день проводятся соревнования, а экспедиция – когда мы на несколько недель отправляемся в плаванье, отрабатываем технику управления парусной яхтой в условиях инклюзивной команды, а в портах, то есть в местах стоянки, проводим различные мероприятия: круглые столы, мастер-классы, квесты, инклюзивные игры, концерты. Проект «Паруса духа» существует с 2011 года и принял международный масштаб. В этом году у нас будут проходить параллельно три экспедиции, одну из них возглавлю я. Четвёртого сентября наша яхта выйдет из порта города Таганрог, обогнув полуостров Крым, придет в Севастополь, в котором наша команда «Паруса духа» примет участие в чемпионате по парусному спорту среди крейсерских яхт. Мы будем соревноваться с обычными командами без инвалидности на равных. Разница будет только в одном, управлять парусом будет тотально незрячий шкотовый. Сейчас я веду набор участников, осталось четыре места. Все желающие могут связаться со мной, написав мне на почту. Я пришлю требования к кандидату. Добро пожаловать в наш инклюзивный экипаж.

- Вы участвовали в акции «Добропоезд». В чём заключалась её суть?

- По своей сути, это то же самое, что и в «Парусах духа», только другой транспорт. Мы проехали на поезде по девяти регионам. Совместно с Ириной Слуцкой, Дианой Гурцкая и другими специалистами мониторили состояние спортивной, культурной и образовательной сфер жизни инвалидов. Ночью мы ехали на поезде, а днём в каждом регионе проводили форумы, где инвалиды рассказывали о своей карьере, затем бежали кросс, пропагандируя здоровый образ жизни, и обсуждали различные вопросы на круглых столах. Мы проводили мотивационные мастер-классы, общались с представителями власти, делились лучшими практиками в различных областях. Теперь я могу гордиться, тем, что несу социально гуманитарную миссию на море и суше.

- Что бы вы посоветовали людям с инвалидностью?

- Я бы посоветовала действовать самостоятельно, а не ждать, когда тебе помогут. Не надо ничего сваливать на инвалидность. Нужно ставить цель, выходить из зоны комфорта и верить в себя.

- Какая ваша следующая цель?

- У меня много целей. Самая главная из них – это оставить после себя хороший след, делать полезные вещи, чтобы жизнь таких, как я, стала лучше.

Надежда Долматова.

Возврат к списку