Шрифт
Цвет

Я - психолог, а не волшебница. Светлана Костылева

07.01.2019

Сегодня мы беседуем с психологом Светланой Костылевой и будем разбираться с вопросами, которые беспокоят наших читателей.

- Светлана, Вы – психолог?

- Официальный документ государственного образца на деятельность психолога я получила в 2016 году, но практикую в этом более 15 лет. Раньше у меня было только одно высшее образование – юридическое, но люди, приходя ко мне за юридической помощью, ожидали и психологической поддержки, и я не могла оставаться безучастной. Пришлось заняться дополнительным образованием. Я закончила психологические курсы и получила диплом Мастера Рейки. Это японская нетрадиционная медицина целительства тела через Душу. Данная практика ОФИЦИАЛЬНО разрешена на территории Российской Федерации. С некоторой гордостью могу сказать, что я – первый Мастер Рэйки в инвалидном кресле в Республике Башкортостан. Первый, но уже не единственный, поскольку у меня появились ученики, и один из них так же стал Мастером на коляске.

- Почему и в каком возрасте Вы сделали свой выбор на обучении специальности защищающей права граждан? У Вас было осознание какой-то собственной слабости, которое искало способы сделать себя сильной? Или наоборот, врожденный иммунитет на сложности, спровоцировал Вас встать на путь оказания юридической и психологической помощи людям?

- В 18 лет я была совсем домашним ребенком, мечтающим поступить в Уфимскую Академию искусств, чтобы рисовать. Я не была сильной и не была слабой, хотя с рождения мне поставили диагноз сложная форма ДЦП. Я очень тяжело ходила, но это не помешало мне учиться по настоянию родителей на юриста, а чтобы стать самостоятельной, я решилась уехать в Москву. На медкомиссии в институте меня не хотели допускать к экзаменам. Говорили, что не смогу, сбегу… Но я упорствовала, поэтому поступила на бюджетную форму обучения. Училась с таким энтузиазмом, что от красного диплома меня отделила одна четверка. По иронии судьбы по психологии. Вернувшись через 5 лет в Уфу, начала работать юристом. По ходу того, как я профессионально росла, здоровье ухудшалось. К 29 годам по определенным причинам я утратила возможность самостоятельного передвижения. Я перестала ходить…

- Как Вы справляетесь с моментами подавленности?

- Бывает, ругаю себя… Думаю, что я плохая дочь, мать. В общем, позволяю себе быть слабой. Но потом беру себя в руки. Если не могу сама себя успокоить пишу или звоню подруге, которая просто напоминает мне о том, что я должна быть сильной ради тех, кто меня любит и кто от меня ждет помощи и поддержки. И всё встает на места!

- К Вам обращаются люди с надеждой, что Вы найдете для них единственный правильный выход из сложившейся ситуации. Ваша задача настроить человека на самостоятельный поиск правильного решения или даете готовый рецепт действий?

- Я – психолог, а не волшебница. Найти для клиента единственный правильный выход из сложившейся ситуации без участия самого клиента невозможно. Основная работа лежит на нем, я лишь направляю его в нужную сторону. Если человек пассивен - результата не будет. Это нужно принять.

- Когда с человеком происходит неприятность, кто в первую очередь должен помогать ему: семья, общество или психолог?

- Помните мультик про барона Мюнхаузена, где он сам себя из болота вытаскивал за волосы? Человек только сам может вытащить себя. Близкие ему только в помощь. Но, к сожалению, родственники не всегда умеют правильно это делать. На общество надеяться, сразу говорю, не надо… Никто никому ничего не обязан. Поэтому после привлечения к проблеме родственников нужно подключать психолога.

- Какими качествами должен обладать психолог, чтобы пациент не просто его посетил, но и открылся ему? Эта открытость важна в общении с Вами? И что делать, если человек недоговаривает и стеснятся своих проблем?

- Сам психолог должен уметь не только слушать, но и слышать пациента. Я считаю что он должен не теорией помогать, а практикой. То есть психолог, в идеале, должен пройти в своё время тот путь, который он предлагает своему пациенту, и путь этот должен оказаться успешным. Поэтому я предлагаю человеку ту работу, которую когда-то провела сама над собой, только с теми изменениями, которые сработают именно в его ситуации. Если я не уверенна, что могу помочь, лучше отправлю человека к другому психологу, которого считаю квалифицированным в данном конкретном случае. Что же касается самого человека то, наверное, ему стоит воспринимать психолога как врача, убрав из своего сознания момент стеснения.

- С кем труднее работать: обычными людьми или людьми с инвалидностью?

- Сложнее работать с людьми, имеющими инвалидность. Причем жить ему не дает не столько физическая инвалидность, сколько внушенное общественное мнение, что «инвалид – глубоко несчастный человек, которому все должны и обязаны». Вот сидит у него в голове такая установка, и человек уже не хочет предпринимать никаких усилий, чтобы измениться. Почему? Потому что ему так удобно, чтобы его все жалели. К сожалению, некоторых устраивает то существование, на которое, собственно они и жалуются. Это называется «зона комфорта», из которой так страшно, но необходимо выходить, если хочешь что-то изменить в жизни. Но я не сторонник резких перемен. Я всё понимаю и предлагаю своим клиентам более медленный, но менее психотравматичный путь.

- Какой результат приносит психологу моральное удовлетворение и бывает ли разочарование в клиенте?

- Я не имею права разочаровываться в клиенте. Он приходит ко мне за поддержкой, а не за тем, чтобы я была с ним горделива. Мои претензии и негодования остаются во мне. Тяжело, зато как я счастлива, когда мне человек говорит: «А вот сейчас я хочу жить! И я знаю, что я буду делать дальше. И у меня уже есть планы на 10 лет вперед!». Знаете - это кайф!

- Как должен отдыхать психолог, чтобы эмоционально не выгореть ? Отстраняться от людей и уезжать вглубь природы? Или нырять в суетливое общество друзей, чтобы заполнить себя новыми активными эмоциями?

- Все люди отдыхают по-разному. Кому-то необходим активный отдых, некоторые закрываются дома и наслаждаются тишиной. Я - заядлый театрал. Обожаю ходить на спектакли, концерты, участвовать в активных мероприятиях. Кроме того, я состою в организации женщин-инвалидов г.Уфы «Рената», где у нас периодически проходят тематические и просто дружеские встречи. Когда в 2018 году меня пригласили в судейскую коллегию на Турслет в поселок Малояз, где я судила восхождение на гору колясочников, мне было страшно. Я никогда ни дня не жила в палатках и не знала, что со мной будет в этих полевых условиях.
Но решилась, и даже специально купила спальный мешок. Мне так понравилось жить в лесу, что в 2019 году буду напрашивать на Турслет снова.

- Чтобы Вы пожелали нашим читателям в эти Новогодние праздники?

- Хочу пожелать: счастья, здоровья, больше улыбок. Учитесь быть счастливыми! У вас для этого все есть! Всех – с Рождеством и грядущим Старым Новым годом!

Мы благодарим Светлану Костылеву за беседу и указываем ее контакты, по которым Вы можете связаться с ней для консультирования

Сайт: http://samo-svet.ru

Тел. +79174124516


Возврат к списку