Как в Башкирии получить протез и не сойти с ума
06.11.2019
Для инвалидов желанный инструмент обходится ценой драгоценного времени и огромной потерей нервов. Корреспондент Proural разбирался в неизведанной области социального обеспечения.
О протезировании конечностей в Башкирии известно совсем мало. Есть инвалиды, нуждающиеся в бионических протезах, и государство должно их ими обеспечить. Однако сам процесс практически неизвестен. Если с лекарствами понятно все, то протезы остаются вне внимания общественности. Более показательной стала ситуация, когда во время обращения корреспондента в Минздрав республики, специалисты не смогли с уверенностью сказать, к какому ведомству всё-таки относится эта отрасль социальной деятельности.
24-летний Максим Майоров потерял кисть, будучи подростком. Когда ему было 15 лет, он получил сильнейший удар током. Из-за травмы кровь перестала нормально циркулировать в руке, из-за чего началось заражение. Это и стало причиной ампутации конечности. Сейчас мужчина занимается скалолазанием, беря вершины, которые покоряются не каждому. Молодой человек признается, что кибернетическая рука помогает другим видеть в нем не только инвалида.
- Для меня лично протез, это инструмент, в первую очередь, социализации. Потому что, если ты идешь по улице, и тебя нет протеза, то смотрят как на человека без руки. Это нормально, к этому нужно привыкнуть. Если ты с протезом, то смотрят иначе, мол, «ого, у того мужика кибернетическая рука, ничего себе!». На тебя не смотрят как на инвалида, не пытаются помочь, — рассказал Максим Майоров.
Мужчина уже в третий раз проходит бюрократические круги ада, чтобы получить электрический протез. Через год после ампутации ему вручили детскую кибернетическую руку. После 18 лет ему снова пришлось пройтись по инстанциям, чтобы получить новый, уже взрослый протез. На этот раз его электрическая кисть сломалась. По его словам, система получения инструмента является запутанной и неоправданно сложной, так как каждый раз приходиться вновь и вновь доказывать, что у тебя нет конечности, и она, определенно, не вырастит.
- Когда я в первый раз с этим столкнулся, нашли в интернете клинику, где нам сразу сказали, что мы можем прийти на прием. Нас приняли и начали заниматься моим протезом. Поехали мы туда сразу после того, как я выписался с больницы, через год у меня был протез. Это очень здорово, что делается бесплатно. Любой может прийти, встать в очередь и получить его. У нас прекрасные техники, которые стараются максимально подобрать то, что тебе нужно, то, чем ты сможешь управлять, — отметил Максим.
Марш-бросок по разным кабинетам врачей и инстанциям начинается с направления на получение протеза, которое выдает врач-хирург, ампутировавший конечность. После чего всех ожидает тщательный медосмотр, сбор целой кипы документов и комиссия по инвалидности.
- Ты должен будешь собрать большое количество справок, в частности рентгеновских снимков ампутированной конечности. Видимо, чтобы подтвердить, что его действительно нет. Только после этого идешь на прием к комиссии в медико-социальной экспертизы, которая определяет инвалидность и необходимый протез. Если ты взрослый человек, то тебе дают инвалидность бессрочную, так как понятно, что конечность не вырастет и твое состояние в этом плане не улучшится. Если ты ребенок, как был я, придется пройти дважды эту комиссию и доказать, что рука не выросла, — поделился Максим Майоров.
У кибернетических протезов, как признался Максим, есть свои недостатки и назвать их заменителями рук невозможно. Так, ему нельзя соприкасаться с водой, поднимать тяжелое, и он нуждается в подпитке. У протезов есть свой аккумулятор, который нужно заряжать и беречь.
- В использовании в жизни, я могу жить без него, потому что какие-то бытовые вещи он не может выполнять. Также нужно беречь руку от определенных упражнений. У вас часто бывает, что вы забываете зарядить телефон, а я пару раз забывал зарядить свою руку. К сожалению, у моего протеза сгорел аккумулятор и вышел срок эксплуатации — рассказал уфимец.
В Башкирии число жителей, ждущих столь желанный инструмент немного – всего 550. На обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями для пострадавших на производстве в 2019 году направлено 27 миллионов рублей. Более 390 млн планируется направить на изделия для инвалидов за счет федерального бюджета. Согласно данным «Фонда социального страхования», в этом году 557 человек, нуждающиеся в инструменте, уже стали обладателями протезов и практически вернулись к будничной жизни обычного человека. Но не все так просто у тех, кто еще не получил. Сам процесс занимает время, причем его принято исчислять месяцами, нежели неделями.
В «Фонде социального страхования» признают не совершенность системы, но отмечают, что она работает исправно и стабильно. Несмотря на ограниченность в средствах, в учреждении стремятся помогать каждому, кто к ним обращается. По их словам, на сегодняшний момент проводится много мероприятий по информированию жителей и улучшению деятельности фонда.
- К острой проблеме нехватки средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации региональному отделению фонда удалось обратить внимание своевременно. Сегодня система работает исправно, граждане получают качественные протезные изделия. Конечно, существуют и проблемные моменты, но в целом, ситуация с обеспечением стабильная. Нуждаемость гражданина в том или ином протезе определяется согласно показаниям индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или программы реабилитации пострадавшего на производстве. На основании указанных документов обеспечение производится бесплатно, — отметили в пресс-службе «Фонда социального страхования».
Максим Майоров предложил свой вариант улучшения, а главное, ускорения выдачи протезов. По его мнению, процедура получения инвалидности и доказательством отсутствия конечности является ненужной и нелепой. Другой момент, который также требует особого внимания – неинформированность сотрудников.
- Почему бы не сделать так, чтобы ты с направлением от врача-хирурга идешь в нужный орган власти, допустим, в тот же фонд. Говоришь, что нуждаешься в техническом средстве, и тебе сразу назначают комиссию. Ведь понятно, что моя рука не вырастет ни за пять, ни за десять лет. Также был такой случай, когда я пытался узнать порядок сбора документов, а толком рассказать там же не смогли. Помогла лишь случайная прохожая, которая, видимо, была знакома с внутренней бюрократией получения инвалидности, — рассказал Максим.
Практически идентичная ситуация с системой протезирования и по всей России. Скорость выдачи кибернетических рук и ног ощутимо замедляется доказыванием своей инвалидности и сбором документов. Главный «киборг» России, общественный деятель и актер Константин Дебликов не понаслышке знает о внутренней запутанной кухне отрасли обеспечения протезами.
Мужчина потерял обе руки во время несчастного случая. Однако происшествие дало ему новые силы для развития. Так, он в своем Instagram ведет блог о жизни «киборга», читает публичные лекции и сыграл дублером главного героя в сериале «Толя-робот», темой которого стала жизнь с протезом. Мужчина отметил, что главными «стоп-кранами» в отрасли социального обеспечения являются нежелание чиновников выделять больше денег и незнание людей с инвалидностью своих прав.
- В России каждый человек с ампутацией имеет возможность бесплатно получить необходимый ему протез. Это право, гарантированное законом. Безусловно, получение хорошего протеза может затянуться надолго, а местные чиновники могут сопротивляться и искать причины назначения самых дешевых протезов. Но если человек знает свои права и умеет их отстаивать, то все возможно. Я лично получил биоэлектрические протезы за государственный счет, а также помог десяткам людей со всей страны выбрать и бесплатно получить удобные, современные протезы. Повторюсь, система социального обеспечения далеко не идеальна, но она работает. Главная проблема в том, что многие люди с инвалидностью не знают своих прав и не понимают, что делать, когда происходит трагедия, — поделился в своем блоге Константин Дебликов.
Ализа Шарипова
Фото С.Словохотова