Шрифт
Цвет

Аленький цветочек – цветок счастья

24.03.2020
На эмблеме Региональной общественной организации инвалидов Республики Башкортостан, осуществляющей лечебно-педагогическую и социальную помощь детям с расстройствами аутистического спектра, значится красивая эмблема с изображением аленького цветочка. Для детей с диагнозом «аутизм» этот цветок действительно стал цветком счастья. В стенах организации, которая располагается в доме по улице Коммунистическая, эти особенные дети, а также их родители могут общаться, заниматься учебными и повседневными делами, ощущать вкус жизни. И это не голословное высказывание. Я беседую с заместителем директора организации «Аленький цветочек» Екатериной Адаевой, которая пришла в организацию в 2011 году, да так и осталась.

- У истоков создания организации стоит наш директор Рита Рауфовна Стрельцова, по образованию «врач-психиатр». Она сама столкнулась с проблемой психологического выживания в условиях, когда у тебя на руках ребёнок с подобным заболеванием. Она – мама Кирилла, которому поставили такой диагноз. Сегодня ему уже 34 года, и он, вместе с мамой, выдержал испытания непонимания, отчуждения со стороны государства, страха перед жизнью, когда не знаешь, как жить. С Кириллом Рита Рауфовна попала в Московский центр лечебной педагогики, где она узнала, как нужно выстраивать свои отношения с детьми с подобным заболеванием. В те годы, 90-е, таких детей невозможно было устроить в детский сад, не говоря уже о школе. Вернувшись в Уфу, Рита Рауфовна решительно взялась за дело. Она понимала, что не является единственным жителем Уфы, попавшим в такую ситуацию. Есть еще родители с детишками – аутистами. В 1991 году она смогла открыть в Уфе свой Центр лечебной педагогики в масштабах республики. Конечно, же, большую помощь ей оказал Московский центр. С 2009 года Центр стал именоваться «Аленький цветочек». Для воспитанников центра он стал символом счастья. А в центре цветочка – портрет юного Кирилла, благодаря кому появилась в городе организация, столь нужная в нашей жизни.

И вот, Центр успешно стали посещать детишки со своими родителями с 1991 года. Основой общения с особенными юными жителями является индивидуальный подход. У каждого воспитанника есть свой ведущий психолог. После первой встречи, составления анкет и проведения тестов составляется программа занятий. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Занятия могут начаться с трёх лет, когда окончательно врачами ставится диагноз. Картина аутизма – сложная. С медицинской точки зрения, аутистическое состояние может быть различных степеней, может иметь разнообразные характеристики. Если правильно выстроить отношения, то ребёнок в результате занятий может посещать детский сад, а некоторые даже посещают школу. Таким образом, Екатерина Адаева, как психолог-методист, видит решение проблемы в улучшении коммуникации речи, выстраивании социального взаимодействия, изменении стереотипного поведения.

Организация проводит обучающие семинары для педагогов, а также и для родителей. Родители могут принять участие в ходе занятий, чтобы наглядно увидеть и понять механизм педагогического воздействия. Екатерина подчеркнула, что график занятий может быть индивидуальным. Он станет групповым, если ребёнок уже немного социализировался и может поддержать общение. В школе такие дети могут не отвечать на уроках, у них отсутствует концентрация внимания, они постоянно отвлекаются или замыкаются на своём.

- В нашей же школе, - продолжила Екатерина, - уроки имеют свой распорядок, от детей не будут требовать со всей строгостью, будут наблюдать за ними и предлагать приятные им формы диалога: учитель-ученик. Так, они смогут рисовать, если им будет интересно. Они смогут заниматься в мастерских, чтобы развивать моторику рук и мышление. В центре есть мастерская с токарным станком, есть кухня, на которой воспитанники учатся делать фруктовые коктейли, печь блины и делать салаты. Они учатся обихаживать себя: раздеваться и одеваться, заправлять стиральную машину, гладить и помогать взрослым, выполняя различные поручения.

Екатерина с увлечением провела экскурсию по Центру, показав все классы и потайные комнаты организации. Оказалось, что всё было налицо: все комнаты оборудованы специальным инвентарём и пособиями для занятий. Есть зал для физических упражнений, класс, имитирующий школьный, с доской, где воспитанники приучаются к сидению за партой, приобретают навыки дисциплинированности. Они учатся слушать, не отвлекаться. По программе такое занятие называется «Я тоже ученик». Есть загадочная тёмная комната с экраном, на котором появляется изображение, и дети в затемнённых условиях концентрируют внимание на изображении. Для девочек есть игровая комната, где они учатся играть с куклами. Оказывается, их нужно учить играть с игрушками. Дети учатся поливать цветы, заниматься музыкой и выступать на сцене в музыкальном зале.

На мой вопрос: «Как же они смогли всё это приобрести?» Екатерина ответила:

- Мы существуем за счёт пожертвований благотворителей. Им большая благодарность и низкий поклон! Нам без помощи не выжить. Также мы работали по трем Президентским грантам. А сейчас реализуем грант Главы Республики Башкортостан, так и живём. У нас понимающий педагогический коллектив: психологи, логопеды, дефектологи, арт-терапевты. Со вниманием и сопереживанием они относятся к своим воспитанникам. Благодаря усилиям педагогов у детей выявляются активные способности, которые способствуют появлению мотивации в жизни, и воспитанники приобретают навыки общения. Наташа, например, любит выражать свои эмоции посредством рисунка. Она сначала использует краски тёмных тонов, а потом они становятся светлее и светлее.

Екатерина с гордостью продемонстрировала выставку рисунков к 8 Марта. Конечно, дети рисовали при непосредственной поддержке педагога, но они сами рисовали. Я искренно порадовалась достижениям детей. Рисунки, действительно, красивые и очень живописные.

Сейчас еженедельно Центр посещают 28 семей. Есть и патронажные воспитанники. К ним педагоги ходят домой. Екатерина поведала и специфику лечебной педагогики. Все педагоги являются специалистами в этой области знаний. На вооружении у них – отечественные нейро-психологические методики, которые дают эффективные результаты. Екатерина привела примеры из практики Центра. Они заставляют одновременно задуматься, и говорят об удивительных достижениях. Неслучайно, коллектив Региональной общественной организации инвалидов РБ «Аленький цветочек» в лице директора Риты Рауфовны Стрельцовой был удостоен Диплома победителя Х11 Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Т.Б.Дмитриевой в номинации «Лучшая общественная организация», который состоялся в 2019 году, Москва.

На прощание Екатерина подарила мне журнал «Аутизм. Окно в мир», выпуск 4. Журнал издаётся в рамках проекта «Я тоже могу», работа которого осуществляется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Выпуск посвящён жизни и творческой деятельности Центра.

 

Ирина БАККЕ.

Возврат к списку