Шрифт
Цвет

Фестиваль по спортивному туризму среди инвалидов. Юрюзань-2017

10.07.2017
 Фестиваль по спортивному туризму среди инвалидов. Юрюзань-2017
«С чистыми руками ничего не состряпаешь. Главное — потом грязь хорошо смыть».

Данное изречение Оноре де Бальзака пришло на ум, когда 7 июля я оказалась на поляне на берегу реки Юрюзань в Салаватском районе. Это был день открытия VI Всероссийского фестиваля по спортивному туризму «Юрюзань-2017». После того как Башкортостан был выбран как опорный регион для спортивного туризма, турслеты здесь стали традицией.

В этом году на «Туриаду» собрались участники из 11 субъектов Российской Федерации. Всего около 140 человек. В состав 14 туристических команд вошли «новобранцы» из Кировской и Воронежской областей. Спортсменам в течение нескольких дней предстояло проходить физические и моральные испытания, созданные человеком и природой. Но если суровые условия борьбы, созданные организаторами соревнований, поддавались коррекции, то климатический фон к людям с ограниченными возможностями по здоровью был беспощаден.
Это был уже третий день работы фестиваля. Накануне на поляну съезжались команды, которые ставили палатки, обустраивали свой быт, знакомились с местностью, условиями соревнований, организаторами и участниками. Несмотря на то, что все это проходило в условиях холодного ветра и дождя, позитивный настрой туристов преобладал. Улыбки, шутки, активность были искренними!
Утопая сапогами в грязи и цепляя ее ошметки на свою одежду все выше и выше, я начала фотографировать тренировку спортсменов на дистанциях  «На средствах передвижения». То, что нужно было преодолеть спортсменам от линии старта до точки финиша, требует особого пояснения! Хотя, цену человеческим усилиям можно понять и без слов, посмотрев фотографии.

На линии старта  один за другим выстраивались спортсмены-колясочники. Их ждал проход по территории, которая больше подошла бы для тест-драйва внедорожников. Непрекращающиеся дожди сделали свое мокрое дело, превратив землю в жидкое и глубокое месиво, которое активно парализовывало движение автотранспорта. На поляне, где отказывалась работать элитная шинная продукция под воздействием десятка лошадиных сил, должна была на время передвигаться «лысая» резина инвалидных колясок с двигателем в одну человеческую силу рук.

При сложившихся внешних условиях это было фактически невозможно, поэтому судейская коллегия допускала небольшое вмешательство сопровождающих лиц во время передвижения колясочников.

Намотав грязь на колеса, спортсмены подъезжали к этапу «Горка». Здесь нужно было преодолеть подъем протяженностью 5 метров и углом наклона 30 градусов и спуск (3 метра, 50 градусов). Весь процесс исполнения задания (как и все остальные) был четко регламентирован правилами соревнований, поэтому отклонения от них прописывались судьями в виде штрафных баллов. Мне, стороннему наблюдателю, на протяжении всех дней соревнований приходилось убеждаться, что спортивный туризм не просто физическая дисциплина, а прежде всего техническая, выстроенная на четком порядке действий с конкретным оборудованием. Здесь голова должна форсировать с большим временным отрывом от рук и ног, иначе можно оказаться на больничной койке.

Благополучно скатившись с горки, пройдя ворота под ней, спортсмены выходили на «Наклонную подвесную переправу» (к дереву). Здесь участники с верхней судейской страховкой и полиспастом (система подвижных и неподвижных блоков, соединенных гибкой связью из кантов и цепей, используемая для увеличения силы или скорости подъема грузов) должны были поднять себя на перила и совершить по ним движение.

В конце прохода перил участника подхватывали сопровождающие лица, помогали усесться и выйти на «Полосу препятствий», где спортсмен должен был переехать бревно, ямы с песком и гравием.
Завершающий блок этапов «Слалом» требовал прохождения «Змейки», прямой протяженностью в 10 метров, выполнение кругового движения и маневра задним ходом «Зигзаг» по узкому коридору до финиша.

Время прохождения всей трассы занимало от 9 до 20 минут, и зависело от степени подготовки спортсменов.

К полудню тренировка завершилась. Так и не дождавшись прекращения дождя, Оргкомитет фестиваля объявил общий сбор на церемонию торжественного открытия.
С флагами и плакатами, в дождевиках или только в футболках на поляне выстроились команды.

Я не увидела ни одного недовольного лица, напротив… Казалось, что они не чувствовали принизывающего холодного ветра и дождя. Их чувства и мысли были на каком-то своем уровне комфорта и радости, которые для здоровых людей остаются загадкой.

Первым к участникам соревнования на правах принимающей стороны выступил заместитель главы администрации Салаватского района Владислав Кильдияров. Для руководства района это большая ответственность ежегодно встречать на своей земле гостей со всех регионов России. Со словами приветствия выступили: первый заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, президент РССИ, Флюр Нурлыгаянов; первый вице-президент федерации спортивного туризма России Алексей Ярошевский; заместитель директора республиканского центра соцобслуживания РБ Василий Тоболин; руководитель пресс-службы БФ «УРАЛ» Ришат Зайнагабдинов.

— Туристы особый народ! – обратился к спортсменам Флюр Нурлыгаянов. — Если здесь вам удастся пройти все испытания, то трудности повседневной жизни вы будете проходить на пять с плюсом! Не все зависит от организаторов и небесная канцелярия не в нашей власти, но совместно мы поставим спортивный туризм на профессиональный уровень.

О том, что фестиваль является «пилотным» проектом говорили все и много.

— Первые начали соревноваться инвалиды по зрению, а в 1996 году себя испытывали «опорники», – рассказывает главный судья турслета Альфир Ахметшин. — Затем было время затишья, и возрождение началось в начале 2000 годов, когда на базе Федерации спортивного туризма России стали проводится всероссийские соревнования (в Карелии, на западном Кавказе, вплоть до Саян). Теперь официальным местом проведения стала площадка Салаватского района. В этом году к нам приехало участников больше, чем мы ожидали. Это хороший знак! А если учесть, что только единицам удается найти спонсорскую поддержку, и все затраты на участие в соревнованиях ложатся на плечи самих спортсменов. Это показатель высокой мотивации и личного стремления самосовершенствования. Мы видим эту заинтересованность и рост подготовки спортсменов, поэтому каждый год стараемся добавить новые этапы на дистанции. В этом году для колясочников организовали препятствия связанные с прохождением участков с песком и булыжником. Все соревновательные процессы не что иное, как проекция реального похода. Наш фестиваль не первый и, наблюдая за его постоянными участниками, мы отмечаем колоссальный прогресс. Пять лет назад колясочники входили в состав команды. Чтобы не терять драгоценные секунды остальные члены команды носили их на руках (как мешок картошки). Теперь мы выделили их в отдельную группу, где колясочники самостоятельно отстаивают свое право на победу.
Открытие состоялось! Поднят флаг фестиваля, зарыта капсула желаний, старт соревнованиям дан!
Колясочники выдвинулись на полосу препятствий, о которой я рассказала выше, а другие члены их команд отправились к подножью скал на берегу реки Юрюзань.

Горная и альпинистская трассы находились в паре километров от лагеря, но из-за дождей дорога к ним стала досягаема только избранным: УАЗику (буханке) и лошади, запряженной в телегу.
Они без остановки курсировали между скалами и лагерем, подвозя команды на дистанции.
Трогательные моменты присутствовали даже в этом банальном процессе перевозки. Дело в том, что лошадь безотрывно сопровождал жеребенок, которому на тот момент исполнилось всего 10 дней. Он усердно пытался двигаться наравне с матерью, но ее ход был гораздо энергичнее. Небольшое замешательство с последующим отставанием приводило жеребенка в испуг, и он с душераздирающим ржанием похожим на плач бросался вдогонку. Во время стоянки он старался прижаться к матери, восполняя минуты перенесенной разлуки.
Можно было долго наблюдать за этой лирической картиной, но нас ждали скалы.

Дождь не прекращался. После каждого направленного на вершину горы кадра мне приходилось протирать стекло объектива, а мокрая поверхность каменистого склона под ногами предательски нарушала устойчивость. Но мои сложности были несоизмеримы с испытаниями спортсменов.

Мое внимание привлек протокол соревнования, который лежал на судейском столе. Список участников был сформирован по группам «Ампутация бедра и голени», «Ампутация бедра», «Ампутация голени» и т.д. Теплая, многослойная одежда спортсменов не выдавала их физические отклонения. Жесткой правде суждено было открыться только на 4 день фестиваля, 9 июля, когда установилась солнечная погода. А пока погодные условия держали в тонусе не только спортсменов, но и дежурных по лагерю.
Галина Смоляр привезла на фестиваль команду Ульяновской области. Когда я познакомилась с Галиной, она аккуратно группировала вещи и продукты на случай экстренной эвакуации.

— Такая же дождливая погода на турслете была в 2005 году, но по сравнению с 2000 годом, когда поляна была затоплена, сейчас терпимо,- рассказывает Галина. Работники МЧС поставили на берегу маячки, и если вода будет прибывать, приближаясь к критической отметке, то лагерь будут переносить на территорию скальной дистанции. Там самое высокое место. К такой ситуации в походах нужно быть всегда готовым, поэтому вещи и продукты раскладываются так, чтобы их можно было собрать максимально оперативно. Соответственно в лагере всегда остается дежурный, который мониторит внешнюю обстановку.

Дело до эвакуации не дошло, так как на следующий день выглянуло солнце, и напряжение от ожидания затопления стало спадать.
На голубом небосводе парили птицы. Спортивный ажиотаж внес некоторый дисбаланс в их устоявшуюся жизнь, но ограничивать себя в нежности пернатые не собирались.

В этот день ко вчерашним дистанциям добавились водная трасса и «Контест».

Жаркое солнце позволило спортсменам переодеться в облегченную одежду и обнажить руки и ноги. Теперь я воочию увидела то, о чем безжалостно заявлял протокол соревнования. В объектив стали попадать протезы, но их владельцы не давали им застояться.

Спортсмены с различной степенью ампутации умело преодолевали подъемы, покоряя высоты горы и собственных возможностей.

Не всем было под силу подняться до заданной точки, но были и те, кто достигал заветную вершину с рекордным временем. Я стала свидетелем одного из таких восхождений.    Зария Идиятова, мать троих детей, представляла команду их города Усть-Катав. Ей 67 лет. Она физически и социально активна. Девять лет Зария состоит в региональном обществе инвалидов, но альпинистская сноровка проявились всего год назад. Женщине, воспитывающей двух внуков, занимающейся сельским хозяйством и животноводством на 15 сотках приусадебного участка, тогда было нелегко познавать технику альпинизма. Теперь Зария профессионально манипулирует жумарами, карабинами и другими приспособлениями, которые помогают ей «бабочкой» взлетать на вершины.
Она, как и остальные члены ее команды, достойны особой похвалы, так как средний возраст их коллектива 63,5 года. На подобных мероприятиях команда из Усть-Катава уже давно носит статус самой возрастной в России.
Я заметила, что в составе участников слета преобладают спортсмены средних лет и пенсионеры. Молодежь, как мне пояснили, пытается создавать семью и воспитывать маленьких детей, но львиную долю времени отдавать работе.

— После аварии, где я получила травму позвоночника, — рассказывает Миляуша Хасанова из города Мамадыш, — пять лет я проходила лечение и всевозможные курсы реабилитации. Когда деньги закончились, пришлось выходить на работу. Через 10 лет здоровье вынудило меня оставить работу и вплотную заняться спортом. А физические нагрузки я любила с молодости, и основным увлечением были лыжи. После аварии единственным желанием было покататься на них. Только спустя 15 лет эту мечту я реализовала! Теперь зимой я активно катаюсь. Мой спортивный инвентарь нестандартный, так как у меня на лыжах сверху установлены сани, но ощущения от езды как в молодости. Мое появление на лыжных трассах сначала шокировало людей. Затем меня стало окружать все больше и больше людей, а некоторые подзадоривали и бросали мне спортивный вызов. Теперь мы дружим, и в дни моего отсутствия на трассе у людей появляется беспокойство за меня. Это очень приятно, и такое внимание стимулирует двигаться дальше, чем я и занимаюсь. Освоила силовые виды спорта (штангу, армрестлинг, пауэрлифтинг), а в этом году дебютирую в туристическом слете. Это экстремальные испытания для меня и, выходя на дистанцию, я собираю волю в кулак, чтобы не опозориться и не подвести команду.

За дни соревнований мне не один раз приходилось видеть Миляушу в деле. Улыбка на ее лице появлялась только на финише, а до старта женщина была предельно сконцентрирована и серьезна.
Но были и те, кто уходил в «боевой» путь с улыбкой. Оксану Якубовскую из Оренбургской области застать с озадаченным видом было фактически невозможно. Солнечный свет излучаемый от нее помогал ей справляться с задачами и подбадривать соперников.

– Я получаю удовольствие от всего происходящего, — говорит Оксана, — тем более я улучшила свой прошлогодний спортивный результат, а значит тренировки были продуктивными. Так и буду двигаться дальше!
А дальше двигаться есть куда.
Спортивный туризм инвалидов еще не включен во всероссийский реестр видов спорта, поэтому пока эти соревнования носят статус фестиваля. Он находится на стадии адаптации правил и других нормативных документов, и по прогнозам организаторов через 1,5-2 года спортивный туризм инвалидов будет зарегистрирован официально в Минспорта России. Тогда для спортсменов появятся разряды и классы, новое судейство. А пока специалисты адаптируют существующие правила спортивного туризма под инвалидов, к тому же ежегодно соревнования пополняются новыми испытаниями.

Возврат к списку